Теория и практика подготовки туристов-спасателей (проведение поисково-спасательных работ в условиях природной среды)

Информация о проекте В 2010 году КГАОУ ДОД «Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий» присвоен  статус краевой экспериментальной площадки по теме «Теория и практика подготовки туристов-спасателей (проведение поисково-спасательных работ в условиях природной среды)» (Приказ №79-3 от 18 июня 2010).

КГАОУ ДОД «Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий» реализует экспериментальный проект по теме «Теория и практика подготовки туристов-спасателей (проведение поисково-спасательных работ в условиях природной среды)». В 2010 году учреждению присвоен  статус краевой экспериментальной площадки (Приказ №79-3 от 18 июня 2010).

Объектом проводимого исследования является учебный процесс в учреждении дополнительного образования детей туристской направленности.

Предметом исследования - организация подготовки туристов-спасателей на базе учреждения дополнительного образования детей в рамках системы непрерывной профессиональной подготовки спасателей.

Цели реализации экспериментального проекта можно обозначить следующим образом:
  • Сформировать, на основе синтеза современных технологий и форм организации образовательного процесса системы дополнительного образования детей, образовательную программу, позволяющую эффективно вести образовательную деятельность в соответствии с социальным заказом, осуществлять качественную подготовку туристов-спасателей. Апробировать данную образовательную программу.
  • Разработать, обосновать и апробировать программные и методические материалы, способные обеспечить уровневость, преемственность и эффективность учебного процесса подготовки по заявленной специализации.
В целом, проект ориентирован на формирование современной, эффективной системы подготовки обучающихся по специализации «Турист-спасатель (ПСР в природной среде)», соответствующей новым формам организации образовательного процесса как в общеобразовательной школе, так и в учреждении дополнительного образования. Основные целевые характеристики образовательного процесса по программам проекта можно обозначить следующим образом:
  • универсальность – образовательная программа должна быть пригодна для реализации на базе любого учреждения дополнительного образования туристской направленности, любой общеобразовательной школы. Структура программного материала должна подразумевать вариативность организационных форм построения образовательного процесса – профильное обучение в рамках общего образования, учебный процесс учреждения дополнительного образования, курсовая подготовка, синтез указанных форматов.
  • вариативность – в рамках образовательного процесса должно быть предусмотрено значительное пространство для «маневра» обучающегося, возможности самостоятельно выстраивать элементы образовательной стратегии;
  • модульность программного материала – как средство обеспечения определенной степени свободы в выстраивании образовательного процесса для педагога. Основные компоненты образовательной программы должны быть представлены в виде изолированных модулей, объединенных общими целевыми характеристиками и стандартами подготовки, а также, разумеется, внутренними межпредметными связями.
В основу построения образовательного процесса в рамках Проекта, формирования его содержательной части положены два основных положения:
  • организация процесса обучения исходя из принципов компетентностного подхода, ориентации на формирование ключевых и профессиональных компетенций;
  • построение учебного процесса на основе идей интерактивного обучения.

Сопровождение инновационной деятельности
Организация деятельности краевой экспериментальной площадки КГАОУ ДОД «Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий» осуществляется Советом экспериментальной площадки, в задачи которого входит:
  • внесение предложения по обеспечению инновационной деятельности в КГАОУ ДОД «Камчатский дом детского  и юношеского туризма и экскурсий»;
  • обеспечение выполнения программы экспериментального проекта;
  • организация повышения квалификации участников экспериментального проекта по его направлениям;
  • обеспечение сохранения здоровья детей и иных участников экспериментального проекта от его возможных негативных последствий;
  • обеспечение научно-методического и программно-методического сопровождения инновационной деятельности;
  • обеспечение мониторинга экспериментальной деятельности;
  • обеспечение возможности ознакомления с содержанием и реализацией экспериментальных программ родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся и иным заинтересованным лицам;
  • обеспечение работы по обобщению и распространению результатов экспериментальной деятельности в различных формах (участие в научно-теоретических и научно-практических конференциях, конкурсах; публикация результатов в научных и научно-методических изданиях; организация и проведение открытых мероприятий, семинаров и др.);
  • создание временных творческих коллективов, научно-методических объединений, рабочих групп.
  • взаимодействие с соответствующими государственными учреждениями, общественными организациями, объединениями, творческими союзами по вопросам экспериментальной деятельности.

Задачи текущего этапа исследования
  1. Разработка и апробация программных материалов экспериментального проекта.
  2. Организация взаимодействия с учреждениями и организациями в рамках реализации проекта.
  3. Разработка и совершенствование инфраструктуры программных материалов проекта.
  4. Формирование и сопровождение деятельности экспериментальных объединений обучающихся в рамках реализации проекта.
  5. Повышение квалификации участников реализации экспериментального проекта.
  6. Мониторинг эффективности работы коллектива экспериментаторов, эффективности программных материалов, разработанных в рамках проекта.